С 01 июля 2010 года включен в перечень
журналов, утверждаемый ВАК за № 1235
Научно-технический
журнал о кино
Подписной индекс
в каталоге Роспечати
«Журналы России»
81923
Концепция
Редакция
Авторы
Реклама
Новости
Вышедшие номера
Конкурс

Свидетельство о регистрации:
СМИ-ПИ №ФС77-28384 от 23.05.2007 г.

+7 (495)795-02-97

kevin@paradiz.ru

Публикации / №10 / Цифровое восстановление раритетов

Цифровое востановление раритетов
Российского государственного архива кинофотодокументов

Автор статьи: Н.А. Майоров, режиссёр, сценарист, член Международной Федерации журналистов

Многие кинодокументалисты часами, а то и неделями в поисках новых интересных материалов, неизбитых кадров кинохроники работают в читальном зале кино Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) в подмосковном Красногорске. Здесь тысячи метров киноплёнки сохранили для потомков зримую историю мира, начиная с 1886 года. Все они внесены в каталог архива, но не всеНазад к оглавле кинома териалы доступны для просмотра. Эта недоступность объясняется не секретностью (в архиве гриф секретности давно снят), а состоянием киноплёнки. Небольшая часть кинохроники снята на киноплёнках с нестандартной перфорацией, часть материалов имеет большую усадку и отслоение эмульсионного слоя, и современная кинопроекционная аппаратура не способна их показать. Таким материалам ОТК выносит «смертный приговор»: не выдавать, печать и запись не возможна. К таким, приговорённым материалам еще с 1956 года относится документальная киносъёмка «Открытие заседания первой Государственной Думы 26 апреля 1906 года»*. До наших дней дошли превосходные фотографии этого мероприятия, сделанные С-Петербургским фотоателье Карла Буллы, а вот о на- личии киносъёмки – забыли. Более ста лет эти уникальные кинокадры хранились в архиве и никогда не демонстрировались. И причиной тому не идеология, а техника. Первая в отечественной истории киносъёмка в помещении при искусственном освещении проводилась с частотой 8 кадров в секунду, а некоторые планы – с ещё меньшей скоростью. Кинонегатив очень плотный, так как был сильно перепроявлен в целях увеличения светочувствительности. Высокая плотность негатива представля- ла большие трудности для печати позитива в начале ХХ века. А нестандартная скорость съёмки при проекции создавала бы неестественность движений, что было совершенно недопустимо для царских особ. Видимо, по этим причинам позитив напечатан не был и, естественно, что никто не смог увидеть этой киносъёмки. Полвека о плёнке не вспоминали. В 1956 году ОТК РГАКФД признал эту киноплёнку не пригодной для печати из-за неудовлетворительного технического состояния. Все же, в 1972 году была предпринята попытка напечатать позитив. Но высокая плотность изображения, усад- ка и хрупкость подложки, а самое главное и страшное – отслоение эмульсии не позволили осуществить печать. И плёнка навсегда заняла место в хранилище, как материал непригодный к использованию. Несколько лет назад начальник отдела научносправочного аппарата РГАКФД Виктор Баталин впервые описал этот уникальный киноматериал, с огромным трудом разглядев в лупу на почти чёрном, запроявленном негативе, изображение.
   
Восстановленные кадры киносъёмки
«Открытие заседания первой Государственной Думы»
  Примеры состояния эмульсии
сохранившегося кинонегатива
«Открытие заседания первой
Государственной Думы
26 апреля 1906 года»
Сегодня, когда современная кинотехника позволяет делать настоящие чудеса и возвращает из небытия старые шедевры, единственным способом посмотреть тор- жественное открытие первой Государственной Думы является ручное покадровое сканирование каждого кадра. Использование современных фильм-сканеров, а тем более, копировальных аппаратов, полностью исключено, так как любое механическое воздействие на плёнку приводит к отслоению эмульсии и разрыву подложки. Автор этой статьи вместе с В. Баталиным провёл в РГАКФД серию экспериментов по ручному покадровому сканированию на планшетном сканере с последующей сборкой кадров и анимированием изображения. Полученные положительные результаты позволили впервые, через сто лет после съёмки, восстановить уникальную кинохронику и показать её широкой общественности. 25 ноября 2008 года в московском Политехническом музее впервые на киноэкране были продемонстрированы уже восстановленные и анимированные кадры столетней давности, возвращённые к жизни с помощью компьютера.
Долгие годы считался полностью утерянным самый знаменитый и грандиозный во многих отношениях цветной фильм. Речь идёт о первом в мире цветном полнометражном документальном фильме «THE DURBAR AT DELHI» («Торжественный приём в Дели»)** – монументальном киноотчёте о поездке королевской четы Великобритании в Индию.
  Цветоделённый позитив и цветное изображение на экране по системе «Kinemacolor» их фильма «The Durbar At Delhi» («Торжественный приём в Дели»), 1911 г. Верхний кадр снят через красный фильтр, нижний - через зелёный.
   
На увеличенных фрагментах цветоделённых кадров хорошо видны отличия одного и того же изображения, снятого через красный и зелёный фильтры. Красный камзол воспроизводится почти белым на «красном» кадре и серым на «зелёном» кадре. Чёрные камзолы на обоих цветоделённых кадрах воспроизводятся почти одинаковым тёмно-серым цветом. При проекции на экран таких кадров через соответствующие светофильтры разница в плотности одноимённых частей кадра выступает фильтром к количеству пропускаемых на экран лучей зелёного и красного света, которые и образуют на экране в результате аддитивного синтеза цветное изображение. Одинаковые плотности чёрных камзолов на обоих кадрах задерживают и красные, и зелёные лучи в одинаковых количествах, которые смешавшись, создают на экране цвет, близкий к чёрному. А почти прозрачное изображение красного камзола на «красном» позитиве свободно пропускает свет красного светофильтра на экран, в то время как через зелёный фильтр проецируется серое изображение этого камзола, то есть срезается значительная часть зелёного цвета. В таких пропорциях проекция красного и зелёного света воспроизводится на экране как почти чистый красный цвет.
Один из создателей первой цветной системы кино Чарльз Урбан направил в Индию четырёх кинооператоров, которые со 2 декабря 1911 года по 8 января 1912 года сняли тысячи метров цветоделённого киноматериала по двухцветной системе «Кинемаколор» во время коронационных торжеств. Торжества проходили там с большим размахом с участием английского короля Георга V, коронованного Императором Индии. Премьера полной версии фильма прошла 2 февраля 1912 года в Лондоне в Скала Театре под названием «With Our King and Queen through India» («С нашим Королём и Королевой через Индию»). Демонстрация фильма продолжалась более двух часов в сопровождении оркестра, хораи отряда барабанщиков, исполнявших специально подо- бранную музыкальную программу в соответствии с демонстрировавшимися сюжетами. Полная версия фильма состояла из 22 сюжетов. Фильм стал сенсацией и долгое время демонстрировался в Англии и других странах мира, как целиком, так и различными частями. В России картина демонстрировалась не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих городах Империи. К большому сожалению, полностью фильм не сохранился ни в одном архиве мира. Только в Российском государственном архиве кинофотодокументов под учётным номером «12496 А, Б» и названием «Индо-Британские войска на западном фронте» сохранились цветоделённые фрагменты, описанные в каталоге «Kinemacolor» в разделе «The Royal Review of 50,000 Troops» («Королевский смотр 50000 отрядов»), съёмка 14 декабря 1911 года во время смотра войск в Дели. На сегодняшний день Российский государственный архив кинофотодокументов является единственным в мире хранителем фрагментов (2 части, 447 м) этого грандиозного кинодокумента. Этот материал интересен не только тем, что является единственным самым большим сохранившимся фрагментом первого в мире цветного полно- метражного документального фильма, но и тем, что он демонстрирует эпизоды самого грандиозного военного смотра, проведённого в начале XX века и снятого в цвете. Автором этих строк была проведена компьютерная обработка изображения и сведение цветоделённых позитивов. Для работы по получению цветного изображения был использован 35-мм чёрно-белый цветоделённый контратипоригинал, хранящийся в РГАКФД – 2 части (243,3+204,3 м). Негативное изображение было инвертировано в позитивное и оцифровано. На первом этапе создания цветного изображения из позитивной копии были выделены все кадры, снятые через красный фильтр, и соответственно – через зелёный фильтр. В результате получилось как бы два одинаковых по длине чёрно-белых «фильма», но отличающихся друг от друга тем, что каждый из них является носителем составляющей соответствующего цвета. Каждый из этих «фильмов» был «окрашен» соответственно в красный и зелёный цвет, затем оцифрован в программе «мультиплей», которая как бы выполнила работу кинопроектора с цветными фильтрами, объединив чёрно-белые цветоделённые кадры в один цветной фильм. Таким образом, удалось получить цветное изображение, соответствующее описаниям очевидцев начала XX века со всеми его достоинствами и недостатками. Сегодня, благодаря компьютерным технологиям, мы можем посмотреть эти кадры в цвете так, как их видели зрители в начале прошлого века. Компьютер позволяет сегодня не только вернуть к жизни «умирающий» киноматериал, имитировать кинопроекцию в старой системе цветного кино, но и увидеть в первозданном цвете кинохронику парада, выпущенную в прокат по давно утраченной системе гидротипной печати. В начале 30-х годов XX века на киностудии «Ленфильм», киностудии «Мосфильм» и в НИКФИ разрабатывался и внедрялся трёхцветный субтрактивный метод, основанный на трёхплёночном способе съёмки. Для получения трёх цветоделённых негативов на заводе «Ленкинап» бригадой конструкторов под руководством А.А. Мина была скон- струирована, а затем в 1935 году под руководством П.М. Романова создана специальная кинокамера «ЦКС-1». Для съёмки применялся обычный комплект плёнок «бипак». «Зелёное» изображение снималось на одиночную плёнку, «синее» – на переднюю плёнку «бипака», а «красное» – на заднюю. Если съёмочная техника и на «Ленфильме» и на «Мосфильме» для получения трёх цветоделённых негативов применялась одинаковая, то получение цветной копии фильма было разным. Лаборатория цветного кино киностудии «Ленфильм», так же как и компания «Техниколор», в основу получения цветной копии положила способ гидротипной печати методом впитывания, то есть печати водяными красками. На киностудии «Мосфильм» в 1936 году под руководством Павла Михайловича Мершина был разработан и практически осуществлён процесс печати цветных копий на хромированной желатине. Мы не будем вдаваться в технические подробности самого процесса печати. Но заметим, что в отличие от гидротипной печати методом впитывания, где матрицы печатались с негатива, в методе П.М. Мершина матрицы печатались с позитива. Так как при непосредственной печати с негатива на хромированной желатине получалось негативное изображение, приходилось сначала изготавливать рабочие позитивы, с которых затем велась печать фильма. Негатив в процессе печати копий не используется, что предохраняет его от порчи.
  Автор этих строк практически убедился в этом, когда приступил к восстановлению первого советского трёхцветного документального фильма «Цветущая юнность»***.
Кадр из фильма «Цветущая юность»        
   
Три чёрно-белых цветоделённых позитива красного, зелёного и синего изображения
из документального фильма «Цветущая юность», 1939 г.
Цветоделённые негативы, за исключением «зелёного», производили впечатление, как будто они только что вышли из проявочной машины – ни пылинки, ни соринки. А вот «зелёный» негатив, как самый резкий – с царапинами и порывами, так как с него печатали копии чёрно-белого варианта фильма. Опыт восстановления «Цветущей юности» показал, что сегодня только с использованием современной компьютерной техники можно восстанавливать цветные фильмы, снятые в трёхцветной системе. К сожалению, сегодня уже нельзя напечатать качественную чёрно-белую копию с любого из цветоделённых негативов. В карточке ОТК так и написано: «Печать невозможна. Усадка плёнки выше нормы». Усадка цветоделённых негативов (а она неизбежна) и была одной из главных проблем получения качественного цветного позитива в то время, с годами сделала невозможным использование киноплёночного процесса для получения и восстановления цвета по старой технологии. Я уже говорил, что исходные материалы, за исключением «зелёного», были как новенькие. Это так. Но усадка плёнки… нам удалось без потерь перевести в цифру цветоделённые негативы, но при их сложении сразу же выяснилось, что усадка произошла неравномерно не только на каждой из плёнок, но и во многих случаях на каждом из кадриков. Поэтому для получения цветного качественного изображения приходилось вручную править и подгонять размеры трёх цветоделённых изображений каждого кадрика. Так, при сведении цветоделённых негативов 1 части этого фильма вручную было исправлено около десяти тысячи кадров. Но это число надо умножить на два, так как выравнивались два цветоделённых кадрика по отношению к третьему. Работа эта адская. НО! Результат стоит того. Старая кинохроника расцвела первозданными красками. Изображение стало резче и сочнее. Цветопередача в данном случае не зависит от качества красителей и матриц, чёрно-белые негативы не подвержены выцветанию. Как снято, так и получилось, вернее, какой был цвет объектов во время съёмки, такой он и на экране сегодня, через 70 лет. Думается, что сами авторы фильма в 1939 году и не подозревали о том, насколько более красочным может получиться их фильм, обладай они в то время современной техникой для сведения цветоделённых негативов советской трёхцветки. На эту мысль наводит сопоставление цветного варианта компьютерного сведения цветоделённых негативов и цветной копии 1939 года из РГАКФД, изготовленной методом хромированной желатины П.М. Мершина. Компьютерная техника постоянно совершенствуется, появляются новые программы, ускоряющие и облегчающие процесс работы с изображением. И то, что сегодня делается за год и требует огромных физических усилий, завтра можно будет сделать за считанные часы. Это значит, что удастся сохранить, а в некоторых случаях – впервые увидеть многие сокровища, хранящиеся на полках киноархивов.
   
Кинокамера «Kinemacolor» с удалённой перед- ней объективной панелью, за которой установлены на обтюраторе зелёный и красный светофильтры, через которые происходит цветная съёмка по системе «Kinemacolor»   Проекционная головка кинопроектора «Kinemacolor» с цветными светофильтрами   Кинопроектор «Kinemacolor» с цвет- ными светофильтрами
* «Открытие заседания первой Государственной Думы 26 апреля 1906 года». РГАКФД. Учётный № 2001. «Отдельные киносюжеты», 1906. 35 мм чёрно-белый негатив, размер кадра 24,7x18,6 мм, 1.33:1, перфорация не стандартная типа «Bell & Howell» 2,64x1,68 мм. Частота съёмки 4–8 к/с.

** «The Durbar At Delhi» («Торжественный приём в Дели»). Великобритания, Natural Colour Kinematograph Co., 1911, цветной (2-х цветный Kinemacolor®), 126 мин., 35 мм, 1.33:1, немой. РГАКФД Уч. 12496 А, Б. Другие названия: «With Our King and Queen Through India» (С нашим Королем и Королевой через Индию); «Delhi Durbar». Продюсер Чарльз Урбан (Charles Urban). Операторы: Джозеф Де Фрин (Joseph De Frene), Альфред Госден (Alfred Gosden), Хирам Хор- тон (Hiram Horton), Альбайн Маринер (Albuin Mariner). Премьера 2 февраля 1912 года в Лондоне (London) в Скала Театре (Scala Theatre) под названием «With Our King and Queen through India» («С нашим Королём и Королевой через Индию»). Первый цветной полнометражный документальный фильм в 2-х цветном «Kinemacolor®» (аддитивный процесс). Съёмки проводились в Дели (Delhi), Калькутте (Calcutta) в Индии (India) с 2 декабря 1911 года по 8 января 1912 года.

*** «Цветущая юность», СССР, Мосфильм/Ленфильм, 1939, цветной (трёх цветный, метод хромированной желатины П. Мершина), 18 мин. (2 ч., 493 м), 35 мм, сферический, 1.37:1, моно. РГАКФД. Уч. № 6704. Первый советский цветной документальный фильм по трёх- плёночной системе. Режиссёр А. Медведкин. 2-й режиссёр В. Фейнберг. Ассистент Г. Кабалов. Технический руководитель и цветооператор Ф. Проворов. Цветооператоры: орденоносец В. Гарданов, А. Атакшиев, М. Магид. Цветная печать выполнена лабораторией Мосфильм методом хромированной желатины по способу П. Мершина. Инженер по цветной обработке В. Фридман. Экспериментальный цветной фильм о физкультурном параде в Москве 18 июля 1939 года.

Назад к оглавлению